Содержание:

5. Во Флоренции были запрещены арабские цифры – из опасения, что их будут использовать для совершения преступлений
На протяжении веков европейцы проводили все исчисления с помощью римских цифр. Так длилось до тех пор, пока мусульманский мир не показал европейским купцам систему индусско-арабских цифр. Европейцы быстро заметили, что 2847+728 считается намного проще, чем MMDCCCXLVII + DCCXXVIII. Десятичная система, благодаря таким нововведениям, как ноль, открывала широкие возможности и в математике, и в прикладных науках. Вся современная математика построена на десятичной системе.

Сыграло свою роль и влияние профессиональных счетоводов: так как новые цифры значительно упрощали все арифметические вычисления, счетоводы теряли свою работу. Сторонники римских и сторонники арабских цифр вели ожесточенные дебаты, и первым в течение какого-то времени удавалось одерживать победы, так как на их стороне была Церковь.
4. Отец научной журналистики был арестован по подозрению в шпионаже
Рецензирование проводится для того, чтобы перед публикацией новых статей учёные отделяли действительно научные данные от псевдонаучного мусора. Впервые рецензирование было введено в XVII веке Генри Ольденбургом, членом Королевского общества, которое было, по сути, клубом наиболее умных мужчин Англии.

Ольденбург искал информацию по многим предметам, начиная с того, как трудятся пчёлы, и до бактерий, философии, метеорологии и конструкций часов. Логично предполагать, что он не представлял угрозы для национальной безопасности (если только не занимался разработкой боевых ульев и не использовал в переписке секретный код, замаскированный под описание часов). Но поскольку Вторая англо-голландская война была в самом разгаре, властям было достаточно и косвенных доказательств, поэтому переписка с иностранными подданными была воспринята как признак государственной измены.

3. Истинная причина появления язвы долго не получала признания из-за влияния производителей антацидов
Не так давно врачи не знали, что делать с гастритом. Считавшиеся излечёнными пациенты испытывали сильную боль, отсутствие аппетита, и, как крайний случай, у них появлялась язва. Как правило, язву считали следствием повышения кислотности из-за стресса, злоупотребления острой пищей или, может быть порчи – кто, чёрт возьми, их знает? Но в 1980-х годах австралийский микробиолог Барри Маршалл и патологоанатом Робин Уоррен проанализировали истории болезней и обнаружили, что подавляющее большинство язв было связано с конкретными бактериями: Helicobacter pylori, с которыми можно бороться с помощью обычных антибиотиков.


2. В Советском Союзе кибернетика была под запретом
Если вы спросите у обычного человека, что такое «кибернетика», то, вероятнее всего, вам скажут что-нибудь о Терминаторе, хотя на самом деле этот термин намного шире: он распространяется от описания алгоритмов до искусственного интеллекта, от роботов до автомобилей с автопилотом. Однако эта важнейшая наука в Советском Союзе не одобрялась, потому что американские учёные-кибернетики определяли слово «информация» иначе, чем марксизм-ленинизм.
Отсюда советские руководители сделали вывод, что эта недавно появившаяся область исследований – в то время она была ключевой для совершенствования систем ПВО – являлась псевдонаучной капиталистической уловкой. Советские идеологи предупреждали, что Америка скоро заменит неблагонадёжных рабочих «мыслящими машинами», которые будут слепо исполнять приказы – причём этот вывод был сделан не из чтения научной литературы, а из рисунка на обложке журнала Time.


1. Голодающих французских крестьян пришлось обманом приучать к картофелю
Сейчас Западный мир считает картофель одной из основных групп своих пищевых продуктов, но когда он впервые появился в Европе, люди отказывались его выращивать или употреблять в пищу. Считалось, что картофель был ядовитым порождением то ли Сатаны, то ли католических заговорщиков, и вскоре он стал ассоциироваться с колдовством и проказой. В определённый момент он был под запретом во Франции.

Во время Семилетней войны Парментье пять раз побывал в плену, и за время своих заключений он убедился, что частое употребление в пищу картофеля сохранило его в добром здравии и при этом не заставило перейти в сатанизм. Решив, что агроном из него получится лучший, чем солдат, после окончания войны Парментье стал заниматься популяризацией картофеля.

Чтобы спасти французских крестьян от голодной смерти, Парментье стал прибегать к разнообразным трюкам. Он устраивал специальные приёмы для представителей высшего общества, на которых подавали много блюд из картофеля. Он убедил саму Марию Антуанетту украсить свою причёску цветками картофеля. В окрестностях Парижа он засеял картофелем поля, которые днём охраняли вооружённые солдаты – чтобы привлечь больше внимания. На ночь охрана снималась, и любопытные крестьяне воровали с полей картофель. Да, картофель завоевал себе место благодаря таким трюкам, которые даже не снились современным рекламщикам.
Парментье не смог предотвратить революцию, но он спас несколько миллионов человек от голода. В течение одного поколения произошла революция в сельском хозяйстве Европы, и сегодня нам трудно представить себе жизнь без картофеля.